Для взрослых Стиль Семья Философия Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...

Реферат: Эволюция философских представлений о жизни и смерти - Xreferat.com

Содержание


Введение


Проблема
жизни в истории
науки


Современные
представления
о происхождении
жизни


Философия
о смысле жизни
и смерти человека


3.1
Философия о
смысле жизни


3.2
Философия о
смысле смерти


Сколько
жить человеку?
Как жить? Во
имя чего жить?


4.1 Атеистические
взгляды


4.2 Экзистенциалистские
взгляды


4.3 Подходы
гуманизма

Читайте и смотрите нас здесь:
Поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на канал.
Спасибо!

Доктор Торсунов рассказывает, в чем смысл жизни и смерти, с ведической точки зрения.

Смысл жизни и смерти - где искать ответы?

Конечно, периодически мы забываем о нашем внутреннем вопросе о смысле жизни и смерти: погружаемся в работу или семью, увязаем в проблемах или решаем глобальные вопросы. Но тем не менее, чаще или реже на нас накатывается депрессивное состояние, которое не дает есть, пить, да даже дышать.  И вот мы уже просыпаемся ночью в холодном поту - вдруг я перестану дышать и задохнусь? Что тогда? Смерть? В чем смысл моей жизни и зачем я умру? А если я умру, то зачем тогда я жил?

2) выход эпикурейства – зная безнадежность жизни, пользоваться всеми благами;

3) выход силы – поняв, что жизнь бессмысленна, уничтожить ее;

4) выход слабости – понимая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная наперед, что ничего из нее выйти не может...

Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть основной «линией» жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях — будь то общество в целом, или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья. Отклонения от этой «линии» нередко приводят к мучительным моральным коллизиям, а ее утрата — к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.


"... существует нечто вечно движущееся беспрестанным
движением, а таково движение круговое; и это ясно... так, что
первое небо /сфера неподвижных звезд - Л.Б./, можно считать,
вечно"[20].


"учение о небесных светилах" "исследует сущность,
правда, чувственно воспринимаемую, но вечную"[21].


"А если имеет место единое /движение/, оно не может быть
бесконечным во времени - за исключением одного, а именно
перемещения по кругу"[22].


"Теперь мы скажем о том, что возможно /движение/
бесконечное, единое и непрерывное и что это есть /движение/ по
кругу"[23].


"У кругового же движения /начало и конец/ смыкаются, поэтому
только оно одно совершенно"[24].


"... никакое изменение не может быть бесконечным и
непрерывным, кроме перемещения по кругу"[25].


"А совершенное первичное несовершенного и по природе, и по
определению, и по времени, так же как непреходящее /первичнее/
подверженного гибели. Далее, то, что может быть вечным, первичнее
того, которое не может им быть; и вот, движение по кругу может
быть вечным, из других же /видов движения/ ни перемещение. ни
какое-либо иное не может, так как должна наступить остановка, а
остановка есть исчезновение движения"[26].


Мы намеренно привели почти все тексты из сочинений Аристотеля,
относящиеся к проблеме конечного и бесконечного. В них - драма
идей, настойчивое стремление философа прояснить
этупроблему, распутать клубок разноречивых мнений. Для
нас важно то, что Аристотель не ограничился каким-то одним
пониманием соотношения конечного и бесконечного, а попытался дать
полный категориально-логический портрет этих понятий.

* * *


Итак, с нашей точки зрения реальные конечное и
бесконечное существуют в единстве друг с другом, как
моменты количества. В математике имеют дело с различными
идеализациями конечного и бесконечного, возникают и
конкурируют теории, берущие за основу либо одно, либо другое,
либо третье. Так, существует финитная математика или
математика конечного. А, с другой стороны, с ней сосуществует и
конкурирует математика бесконечных множеств (актуально
бесконечного). Существуют также и промежуточные концепции
математики, признающие потенциальную бесконечность, но отрицающие
актуальную. Ясно, что общие понятия, отражающие реальные
конечное и бесконечное, не то же самое, что математические
абстракции конечного и бесконечного. Как категории мышления (и,
соответственно, как философские категории) они богаче и глубже
математических понятий конечного и бесконечного. С другой
стороны, последние обладают большей определенностью и они успешно
"работают" в естественнонаучном познании и в практике.
Математические и конкретно-научные абстракции конечного и
бесконечного расширяют эмпирическую базу познания реальных
конечного и бесконечного.


Вопрос о соотношении конечного и бесконечного следует решать
двояко. С одной стороны, бесконечное внешне конечному,
есть выход за пределы конечного; там, где есть
бесконечное, нет конечного, и, наоборот, где есть конечное, нет
бесконечного. Здесь налицо простое отрицание одного другим. Об
этом говорит и этимология слова "бесконечное". С другой
стороны, бесконечное - как "свое иное", как
противоположность конечного -
внутренне ему. Иными словами, отношение конечного и
бесконечного является не только внешним, но и внутренним, не
только отрицательным, но и положительным. Это такая пара
противоположных определений, которые не существуют друг без
друга, взаимоопределяются.


Нетрудно показать, что в известном смысле всякое конечное
внутри себя бесконечно
, т. е. то, что мы принимаем за
конечное, в себе, внутри себя бесконечно. Нечто только
тогда конечно, когда оно выходит за пределы самого себя, т. е.
когда оно или сравнивается, или реально взаимодействует с
чем-либо другим, или переходит в другое.


Возьмем сначала конечное в пространственном смысле -
ограниченное. Всякий раз, когда мы говорим об
ограниченном, то имеем в виду, что это ограниченное ограничено
чем-то другим. Иначе невозможно было бы провести
границу. Только при условии, что есть другое,
кроме этого нечто, можно говорить об ограничении нечто. Другое и
"делает" нечто ограниченным, т. е. конечным. Иными
словами, всякое тело ограничено другими телами, а не потому, что
оно внутри себя, само по себе ограничено. Значит, внутри
себя ограниченное (нечто, принимаемое за ограниченное)
неограниченно, бесконечно, попросту говоря - целая вселенная.
Любое тело, атом или частица, если бы не было других
тел, атомов, частиц, представляли бы собой вселенную. В какой-то
мере это так и есть.


Теперь возьмем конечное во временном аспекте - как временное,
преходящее.
Всякое нечто когда-то не существовало и когда-то
не будет существовать. Временное, преходящее означает, что до
этого временного существовало другое временное,
из которого оно возникло, и, в свою очередь, "уступит
место" другому временному, которое будет существовать после
него. Таким образом, другие временные до и после
этого временного оконечивают его во времени. Но
внутри себя, само по себе это нечто не конечно, не временно, не
преходяще, а вечно. Вечность - не потусторонняя
категория; она присутствует здесь, сейчас, внутри того, что мы
принимаем за временное, преходящее. Диалектическая связь вечного
и преходящего состоит не только в том, что первое
"складывается" из второго (преходящих
"вещей"), а и в том, что вечное присутствует в самом
преходящем. "Механизм" этого присутствия хорошо показал
еще Эпикур на примере соотношения жизни и смерти. "Смерть, -
писал он, - не имеет отношения к нам: ибо то, что разложилось, не
чувствует, а то, что не чувствует, не имеет никакого отношения к
нам". Этим рассуждением Эпикур как бы развел жизнь и смерть
по разным "углам". Он наглядно продемонстрировал, что
конечность бытия и само бытие - разные "вещи". Об этом
же говорит и другой его афоризм: "Когда мы существуем,
смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы
не существуем" (см. также стр. 45).
Пусть смерть оконечивает жизнь индивидуума, но поскольку она
нечто другое по сравнению с жизнью, постольку сама жизнь внутри
себя не смертна, не временна, т. е. вечна, бессмертна. Правильно
сказал Эмерсон: "Жизнь - это вечность в миниатюре". Мы
живем ради того, чтобы жить, а не ради того, чтобы умереть.


Итак, вечное присутствует в том, что мы принимаем за временное,
преходящее. Повторимся здесь: прав был Гегель, когда истинное
бесконечное характеризовал как посюстороннее, замкнутое в себе,
актуально бесконечное. Знаменательно, что истинную бесконечность
он представлял именно в виде круга ("Истинная бесконечность,
повернутая обратно к себе, имеет своим образом круг,
достигшую себя линию, которая замкнута и всецело налична, не имея
ни начального пункта, ни какого-либо
конца"[27]. Как мы уже говорили,
круг в нашей версии категориальной логики является геометрическим
образом внутреннего противоречия, определяемого как
взаимопереход противоположностей. Круг же является образом
обратимого времени ("круг времени"), обратимых
процессов, обусловливающих существование целостных
материальных образований (стабильных элементарных частиц, атомов,
молекул, твердого тела и т. д.). Вспомним также, что круг
(колесо, шар) у многих народов был символом вечности,
незыблемости, порядка.


Могут спросить: а как быть с бесконечным многообразием,
неисчерпаемостью, всегда незавершенным процессом смены состояний?
Это так называемая открытая или незамкнутая бесконечность. Вслед
за Гегелем скажем, что она не является истинной бесконечностью.
Она якобы - как бы - квазибесконечность. Ее место - где-то в
промежутке между конечным и бесконечным. В ней конечное
переходит в бесконечное. Открытая бесконечность не
является подлинной бесконечностью еще потому, что она, если брать
ее целиком, существует только в возможности, потенциально.
Актуально она существует лишь в виде конечного.

Эти версии на самом деле тут идут рука об руку, просто я изложил вам суть в разных вариантах для того, чтобы вы поняли, что я ограничен словами языка, на котором пишу, а вы ограничены личным восприятием. Когда я говорю о том, что всё является иллюзией, то я вовсе не хочу убедить Вас в том, что ничего не существует. Отнюдь, иллюзия вполне существует, просто мы видим действительность искажённо.

Я уже писал в материале ранее, что человеческие тела на 99,9 % состоят из пустоты. Все органические формы жизни собраны из пыли древнейших звёзд и метеоритов, которые формировали землю. Наша планета также является живым существом и жизнь буквально кипит в ней, достигая в её центре температуры в тысячи градусов по Цельсию. Мы имеем пять органов чувств, но воспринимаем ими лишь 3-5% общего излучения, которое способны воспринимать мощные приборы, созданные с целью видеть незримое.

Нашему восприятию недоступны ультразвук и ультрафиолет, мы видим лишь ограниченный спектр цветов и не способны увидеть радиацию, тепло, радио волны и ещё массу процессов, которые способны уловить научные приборы. Так они действительно улавливают недоступные нам излучения, но не способны дать нам возможность воспринимать их. Приборы лишь адаптируют информацию о незримых для нас вещах к нашим ограниченным органам чувств, но вовсе не передают саму картину. Кроме того, наука постоянно развивается и открываются всё новые процессы, а вот наши органы чувств остаются прежними.

Иначе говоря, под иллюзией я подразумеваю наше ограниченное и крайне искажённое представление о действительности. Наше восприятие мира подобно сну слепца. Однако иллюзия настоящая, мы просто не видим её суть. Освобождение от иллюзии позволяет выйти за границы чувственного опыта и узреть вселенную в её истинном виде.

Все события и обстоятельства, происходящие с нами, происходят в уме. Именно ум порождает иллюзию, но он и является средством освобождения от неё. Под освобождением я также не имею ввиду отказ от иллюзии, так как это было бы равноценно смерти. Под освобождением следует понимать способность распознавать вечное среди временного. Свободная от иллюзии душа способна видеть, как в ней, под воздействием стихии ума и самомнения, возникают вожделенные образы желаний. Найдя и постигнув источник зарождения желаний, мы освобождаемся от них и получаем свободу выбора. К этому можно прийти, постигая взаимодействия 16 стихий вселенной и влияние оных на первичную стихию ума.

Свобода вовсе не в том, чтобы удовлетворять все желания, не понимая причину их возникновения. Человек, живущий ради удовлетворения похоти и вожделения, становится их рабом. Истинная свобода в выборе желаний и отсутствии потребности в них. Так, свободная душа может погрузить свой ум в иллюзию добровольно, не являясь её рабом, но воспринимая это как забаву. Даже Всевышний добровольно создал вселенную, чтобы погрузить в свой ум образы иллюзии, в качестве непостижимой для нас забавы.

Мне известны два пути освобождения от желаний:

Первый путь заключается в ограничении оных и выбирается обычно монахами и отшельниками. Такой человек удаляется от мирского общества и его соблазнов. Проводит время в молитвах, самосозерцании и постоянных постах. Некоторые занимаются умерщвлением плоти и через боль постигают причины иллюзий и соблазнов. Найдя и отслеживая эти причины в уме, такой отшельник иногда освобождается от желаний и находит Бога во всём зримом окружении. Часто такой человек теряет способность различать иллюзии, узрев их суть, и становится для других людей юродивым или иначе говоря, сумасшедшим. Другие сохраняют связь с иллюзиями и довольствуются лишь свободой от них, приобретя способность выходить за их рамки через медитации или йогу.

С точки зрения науки смерть есть неизбежный финал функционирования любой живой системы, и является закономерным результатом исчерпания её жизненных ресурсов, старения и отмирания клеток. Смерть есть прекращение жизни. Причины смерти в биологии и медицине достаточно хорошо изучены. Смерть можно отодвинуть на какое-то время, с ней можно бороться, продлевая жизнь, но победить полностью - невозможно.

Богословие большинства религий исходит из догмата о бессмертии души и бренности, несущественности тела: умирает тело, но душа, составляющая сущность человека, вечна и бессмертна. Смерть человека расценивается в христианстве как избавление от земных страданий.

Философию интересует не смерть как физическое явление, а смысл смерти, то есть её значение в системе человеческого бытия. Если человек отличается от других живых существ не внешними признаками, а принципиально, по существу, то и смерть человека отличается от смерти, скажем, обезьяны или собаки. Смерть человека не означает простого прекращения жизни, точно так же, как и жизнь человека не сводится к поеданию пищи, размножению и защите от различных опасностей. Смерть имеет смысл, и выяснить, в чем именно он заключается, составляет задачу философского исследования проблемы смерти.

Важнейший смысл смерти состоит в том, что сознание факта её неизбежности заставляет человека более осмысленно относиться к жизни. Сознание смерти - это сознание человеком своей конечности в этом мире. Если жизнь ограничена во времени, то не стоит тратить её на второстепенные, суетные поступки. Неизбежность смерти побуждает человека более осмысленно отнестись к миру, произвести "ревизию" ценностей, отделить существенное от несущественного.

Проблема смерти присутствует в большинстве исторических типов философии. В рамках брахманизма оформилось учение о карме, воспринятое другими философско-религиозными учениями Индии. Идея кармы сыграла роль нравственного императива в жизни индийского общества, поставила смерть и перерождение в зависимость от содержания и качества жизни. Подобное значение, имеет идея ада и рая в христианстве и исламе. Особой популярностью тема смерти пользовалась в экзистенциализме.

Шаги к обретению смысла

Далее вполне логично возникает следующий, и наверное, главный вопрос: так каким же образом мы можем придти к истинному взгляду на действительность и обрести смысл своего существования?

Если мы вернемся к метафоре о путнике, попавшем в овраг и ищущем выход к верной дороге, то та вершина, на которую необходимо подняться, чтобы увидеть путь – это гора Православия, а путь – это путь воспитания и развития своей души.

Именно в искательстве добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл существования человека.

Это тот фундамент, который никогда не даст трещину, на котором без опаски можно построить величественное здание человеческой жизни. И это величие будет не временным, фальшивым, а вечным – величием внутренней духовной красоты, блистания образа Божия в человеке. И научив свою душу самому важному – настоящей Любви, научив ценить и творить её – мы сделаем душу способной воспринять истинную Любовь в вечности, стать причастной неизреченному счастью.

Более того, став на этот путь, мы практически сразу ощутим его отличие от всех остальных путей, в изобилии предлагаемых нам миром. И отличие это весьма важно: этот путь не только обещает нам блаженство в будущем, он уже сейчас дает нам настоящее счастье, неповторимое спокойствие, душевные и физические силы для каждого благого дела, умение видеть хорошее в любой ситуации, умение по-настоящему, по-детски радоваться, умение в полной мере ценить то, что имеем. И научившись творить добро, мы научимся видеть его в любом человеке, мы сможем разглядеть в своих близких тот свет, который есть в каждом. Благодаря этому, нам станет теплее и радостнее жить: мы увидим людей не такими мрачными, черствыми и грубыми, какими они казались нам раньше, а искренними и по-своему светлыми – потому, что души их раскроются в ответ на нашу радость и тепло.

Несправедлив ли мир?

Нередко для человека, задумывающегося о смысле существования, о Боге, камнем преткновения, мешающим придти к искренней вере, является мысль о несправедливости мира. Мир несправедлив: люди, живущие по совести, страдают, страдают и дети, не успевшие сотворить никакого греха, а те, кто живет нечестно, благоденствуют.

Этот аргумент состоятелен, только если смотреть на жизнь с позиций этого, земного мира. Если верить, что все кончается смертью, то действительно, понять страдания праведных и процветание неправедных – невозможно.

Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения вечности, то все встает на свои места. Во-первых, Бог исходит не из закона справедливости, а из закона Любви. Во-вторых, Он рассматривает всякое благо или зло не с точки зрения земной жизни человека, а с точки зрения духовной пользы для его души, которая вечна. И в силу этих двух причин, большим проявлением любви Божией к нам является, как это ни парадоксально, то страдание, которое Он нам посылает, каждому по его силам. Потому, что именно страдание в значительной степени воспитывает нашу душу, учит ее не прилепляться к миру сему, а уже живя на земле, душой стремиться к непреходящим благам будущей жизни.

Именно страдания, которые в большей или меньшей степени посылаются каждому из нас, как ничто другое помогают нам понять, что все блага нашего мира – призрачны и непрочны, и жить ради стяжания этих благ – бесперспективно, так как никто из нас не сможет взять их с собой в мир иной; и более того, даже здесь, на земле, никто не может быть полностью уверен, что ждет его завтра, и рассчитывать, что эти блага пребудут с ним до самой смерти.

Кроме того, попуская скорби и страдания, Господь тем самым хочет нас привести к пониманию важного факта: этот мир – мир поврежденный, и в нем невозможно достичь полного счастья. Мы страдаем именно потому, что мы отпали от источника всякого блага, сами лишили себя жизни божественной.

Стяжание вечного смысла и вечного счастья, свободного от всякой тоски, возможно только через познание всей скорби жизни в отрыве от Бога. Только почувствовав «на своей шкуре» эту печаль мира сего, наша душа сможет восскорбеть о разрыве с источником настоящего счастья – с Богом.

Какая ты клетка в организме человечества?

На проблему справедливости нашего мира можно посмотреть и с несколько иной стороны – вывод будет тот же. Если вышеприведенные аргументы кажутся вам слишком абстрактными, возможно, более доходчивой покажется следующая метафора.

Возьмем клетки человеческого организма. Они постоянно рождаются, делятся, отмирают… Внешне клетки разных органов заметно отличаются: клетки печени выглядят иначе, чем клетки сердца или легких; внутреннее же строение у клеток примерно одинаковое, и каждая клетка несет в своем ядре ДНК, в которой заложена генетическая информация об организме. И таким образом, в каждой клетке заложен образ всего человека. Смысл жизни клетки в том, чтобы поддерживать работу своего органа, и в итоге – всего организма, всего человека.

Срок жизни предопределен исходя из обучения, необходимого душе.

Постоянная профилактика, своевременный "ремонт" организма дают шанс прожить, сохранив доброе самочувствие и высокий жизненный тонус.

рецепты

Омоложение

(голосов:0)
Похожие статьи:

Каждый человек в своей жизни задумывался над вопросом, в чем заключается смысл жизни. Вся проблема этого одного из основных вопросов человеческого бытия состоит в том, что никто еще не дал на него окончательного ответа. На протяжении существования всех человеческих цивилизаций люди искали и находили смысл жизни по-разному. Доказательством этому служат различные философские позиции и религиозные течения, научные поиски и творения искусства. И сейчас, как и десятки, и сотни лет назад, кто-то видит смысл жизни в карьере, кто-то - в политике, кто-то - в семье, а кто-то - в служении богу. Так в чем смысл жизни человека?


профессор Алексей Ильич Осипов

Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни — это проблема искомого идеала или истины.

Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Однако само решение вопроса, если говорить по существу, обусловлено экзистенциально-личностной установкой человека: его свободой, его духовным и нравственным состоянием.


Кто сотворил Бога

Христиане верят, что наш мир создан Богом. Но что это означает? Это означает, что существование нашего мира конечно во времени, или, говоря иначе, невозможно, чтобы наш мир существовал бесконечное число дней. Кстати, эту невозможность легко обосновать: если бы наш мир существовал бесконечное число дней, то нынешнего дня не было бы, ибо бесконечность невозможно пройти шаг за шагом, день за днем. Я думаю, что невозможность любым конечным числом «шагов» исчерпать бесконечность самоочевидна.


Комментарии к статье В чем смысл жизни и смерти:
Загрузка...
loading...


2015-2016